15 октября в конференц-зале Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета прошла международная научно-практическая конференция, организованная МСД и МАДИ-ГТУ, «Дороги СНГ: проектирование, строительство и эксплуатация». Она была приурочена к 85-летию со дня рождения ученого-дорожника с мировым именем,  научного руководителя «СоюздорНИИ», д.т.н., профессора В.Д. Казарновского (05.10.1933 – 13.04.2017 гг.).
В конференции приняли участие ученые и специалисты-дорожники из Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.
DSC_0149Мысли В.Д. Казарновского, изложенные в его послании к коллегам – по сути, ставшем завещанием выдающегося ученого, задали эмоциональный и деловой тон всей конференции. Владимир Давидович писал, обращаясь к форуму ученых-дорожников: «Хочу пожелать съезду успешной работы на благо развития нашей общей и любимой области человеческой деятельности, которая в последнее время объективно приобретает решающее значение не только в плане экономического развития наших стран, их интеграции, но и культурного сотрудничества, качества жизни. Будем надеяться, что руководители всех стран СНГ осознают, что как сказал поэт Роберт Рождественский, – …«бездорожье уже безнравственно». В своем послании В.Д. Казарновский процитировал строчку из поэмы Рождественского «210 шагов», посвященной бедственному состоянию дорог в СССР, которая написана 40 лет назад. Но актуальность ее и сегодня велика…
Участников дорожного форума тепло приветствовали Руководитель Секретариата МСД  Б.Б. Каримов и исполняющий обязанности ректора МАДИ Г.В. Кустарев. С кратким приветствием выступили другие почетные гости конференции: Генеральный директор СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» Л.А. Хвоинский,  Президент Международной Академии транспорта В.А. Досенко, Заместитель председателя Международного объединения работников транспорта и дорожного хозяйства Н.Д. Силкин, Заместитель начальника отдела приоритетных направлений экономического сотрудничества Исполкома СНГ Е.Е. Муравкина.
3Научно-практическая часть конференции началась с выступления руководителя Секретариата Межправительственного совета дорожников, доктора технических наук, профессора Б.Б. Каримова. Свой яркий эмоциональный доклад он посвятил жизни и научным достижениям проф. В.Д. Казарновского. Б.Б. Каримов  подчеркнул огромную роль ученого в исследовании проблем проектирования и строительства земляного полотна автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях, проектирования и строительства дорожных одежд; геотехнической оценки физико-механических свойств грунтов, используемых при строительстве дорог; применения геосинтетических материалов в дорожном строительстве.  Научные разработки В.Д. Казарновского и его учеников были реализованы при проектировании и строительстве крупных дорожных объектов: Москва – Рига, Ленинград – Мурманск, Кишинев – Полтава, Кишинев – Леушаны, Симферополь – Ялта – Севастополь, Агура – Адлер, обход г. Сочи, Нижний Одесс – Вуктыл, сеть нефтепромысловых дорог в Тюменской области, Московская кольцевая автомобильная дорога, кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга и др.
В заключение Б.Б. Каримов горячо поблагодарил судьбу за то, что та свела его  с Владимиром Давидовичем Казарновским. И хотя выдающегося ученого уже нет с нами, остались его верные ученики, друзья, потомки, осталось огромное научное наследие в виде научных статей, книг, базовых нормативно-технических документов, которыми активно пользуются сегодня, и еще долго будут пользоваться дорожники-проектировщики, ученые, строители дорог.
Б.Б. Каримов отметил, что особым признанием заслуг ученого и свидетельством благодарной памяти его учеников и коллег стало учреждение Межправительственным советом дорожников медали В.Д. Казарновского, которая со следующего года будет вручаться за выдающиеся достижения в научной деятельности. 
Большинство выступающих на конференции также подчеркнули значимую роль научных трудов В.Д. Казарновского для развития современной дорожной науки и для их становления, как специалистов-дорожников.
5Проректор по научной работе МАДИ-ГТУ, заведующий кафедрой  «Строительство и эксплуатация дорог», Председатель ассоциации цементобетонщиков, д.т. н., проф. Виктор Василевич Ушаков, отмечая в своем докладе преимущества цементобетона и его применения  на автомобильных дорогах стран СНГ, подчеркнул, что В.Д. Казарновский предлагал сделать цементобетонной всю магистральную сеть дорог России. В.В. Ушаков показал на графиках, что уровень автомобилизации населения за последние 25 лет  в несколько превысил уровень развития автомобильных дорог, что резко повышает требования к прочности и качеству дорожного покрытия. Докладчик рассказал о положительном опыте использования цеметобетонных одежд на Западе, который показывает, что они гораздо более эффективны, чем нежесткие дорожные одежды.
6Ветеран науки, первая ученица В.Д Казарновского Эмма Константиновна Кузахметова, профессор кафедры «Здания и сооружения на транспорте» РУТ МИИТ, д.т.н. посвятила свой доклад вопросам геотехнического решения задач «Транспортной стратегии РФ до 2030 г.» по расширению и улучшению транспортной системы страны в сложных условиях. Она отметила, что большинство из основных 11 автомагистралей РФ пролегают в сложных инженерно-геологических условиях, что создает дополнительные трудности для реализации «Транспортной стратегии», содержащей  грандиозные планы по развитию сети автомобильных дорог России и интеграции ее в мировое пространство до 2030 года. Речь идет, прежде всего, о районах Западной и Восточной Сибири  и Крайнего Севера.
Следующий докладчик, заведующий кафедрой «Инженерная геология и геотехника» МАДИ-ГУТ, д.т.н. проф. Эдуард Михайлович Добров в своем докладе рассказал о современных методах усиления слабых оснований дорог.  Этой проблемой активно занимался профессор В.Д. Казарновский. Именно он создал теорию индивидуального проектирования земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах.
7Темой доклада заведующего кафедрой «Геодезия и геоинформатика» МАДИ-ГУТ, д.т.н., проф.  Владимира Николаевича Бойкова стало информационное моделирование дорог в процессе их жизненного цикла. Докладчик возвестил о начале новой технологической революции, которая изменит человеческую жизнь, труд и  общение, приведет к преобразованию во всех сферах, в том числе дорожном строительстве. Ядром формирования технологий цифровой автомобильной дороги станет полная интеграция интеллектуальных коммуникационных технологий между пользователем, транспортным средством, системой управления движением и инфраструктурой, то есть формирование новых сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса.
8Следующий докладчик – Председатель Совета директоров Группы компаний «ТОЧИНВЕСТ» Александр Александрович Жукаев рассказал о комплектном решении безопасности дорожного движения при строительстве дорог, современных методах производства и установки оцинкованных барьерных ограждений дорожной и мостовой групп.
9Региональный менеджер американской компании GOMACO International Limited Валерий Александрович Носенко развил тему, предложенную профессором Ушаковым. Он обосновал перспективность использования цементобетонных покрытий автомобильных дорог, в частности на примере США. Американский опыт показывает, что магистрали  с таким жестким покрытием могут служить до 50 лет без капитального ремонта!
 
10Руководитель словацкой компании Betamont s.r.o., член Международной академии транспорта Ондрей Мациак  в своем докладе коснулся проблем внедрения ИТС (интеллектуальной транспортных систем) в странах СНГ. ИТС, несомненно, принадлежит будущее. Они позволяют обеспечить свободное комфортное и безопасное передвижение транспорта, без пробок и проблем. Господин Мациак рассказал о новых разработках своей компании в этой сфере. Например, о системе Measure-in-Motion® – универсальной открытой платформе для измерений, мониторинга и контроля дорожного трафика при самых различных режимах перевозок.
Виктор Иванович Попов, главный менеджер проекта Института «Стройпроект», к.т.н, профессор свой доклад посвятил результатам исследования работы интегральных устоев мостовых сооружений под действием нагрузок, а именно  влиянию давления грунта насыпи на работу интегральных устоев мостов.
 
11Ученый из Таджикистана, к.т.н., директор ГУП «Институт транспортных сооружений» Исмоилзада Лутфулло Сулаймони подробно остановился на особенностях проектирования автомобильных дорог в горных условиях своей республики. Он отметил, что недостаточно учтенным зачастую остается влияние геодинамических процессов, свойственных горной местности, на условия последующей эксплуатации дороги, а также влияние строительства и реконструкции дороги на активизацию геодинамических склоновых процессов.
12Сотрудник Научно-образовательного центра «Инновационные технологии проектирования, строительства и ремонта автомобильных дорог» РУТ МИИТ, к.т.н., доцент Инесса Владимирова Лейтланд выявила некоторые пути повышения качества строительства автомобильных дорог общего пользования. Так, заключила она, необходимо проводить более детальные исследования по уточнению характеристик грунтов, а также дорожно-строительных материалов как существующих, так и новых, кроме того, повысить требования к качеству материалов морозозащитных слоев и т.д.
Также от РУТ МИИТ с докладами выступили заведующий кафедрой «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты», д.т.н., проф. Николай Александрович Лушников и профессор той же кафедры, д.т.н. Кретов Валерий Андревич.
 
Конференция прошла в творческой, деловой атмосфере. По ее окончанию состоялся дружеский ужин, на котором собравшиеся добрым словом помянули профессора В.Д. Казарновского, отметили значение его яркой личности и богатого научного наследия для их формирования как ученых и граждан своей страны.
13Вдова Владимира Давидовича Эльвира Алексеевна поделилась трогательными воспоминаниями  о его первых шагах в профессии, когда он трудился на производстве, где Казарновскому, несмотря на молодость, удалось завоевать авторитет строителей. Она отметила, что ее муж всю свою жизнь всецело отдавал себя дорожной науке, возможно даже в ущерб семье.
Теплые слова о выдающемся ученом произнесли его коллеги и ученики из «СоюздорНИИ» В.М. Юмашев, Р.А. Коган, Б.П. Брантман, А.К. Мирошкин. Ученица В.Д. Казарновского к.т.н. Е.С. Пшеничникова вспомнила о том, как ее наставник, будучи тяжелобольным, из последних сил боролся за сохранение родного института, как он, поехал в Росавтодор с очередной просьбой. С трудом двигался, но все-таки поехал. Это был мужественный поступок сильного человека.