Согласно решению Межправительственного совета дорожников и приказу по его исполнительному органу – Секретариату МСД, и.о. Председателя Совета Б.Б. Каримов и ассоциированные члены МСД: Председатель совета директоров группы компаний «СДТ» Жилин С.Н. и Председатель совета директоров ЗАО «Точинвест» Жукаев А.А., а также  Рунов И.Б. — Исполнительный секретарь Международного Центра транспортной дипломатии (Нью-Йорк) совершили деловую поездку в страны Кавказа: Азербайджан, Грузию и Армению. 
Состоялась встреча с Председателем правления Государственного агентства автомобильных дорог Азербайджанской Республики Мамедовым С.Э. и его заместителями по разным направлениям деятельности и ведущими специалистами-дорожниками, а именно заместителем Председателя агентства Авазом Ильяс оглы Годжаевым, Начальником главного управления по эксплуатации и ремонту дорог агентства Афлатуроном Аллахар оглы Гасымовым, Советником Председателя агентства Елшеном Аяз оглы Сафаровым, Зам. начальника Главного управления по эксплуатации и ремонту дорог агентства Гидаятом Рустамовым, Начальником технического управления агентства Камраном Гюлбала оглы Азизовым и Директором проектного научно-исследовательского института Азером Ильясом оглы Немотли. В ходе встречи с ними были обсуждены вопросы взаимодействия Совета с дорожной администрацией Азербайджана, в том числе внедрения в практику дорожного строительства новых технологий, машин и оборудования, передвижных лабораторий и программных продуктов для управления и эксплуатации автомобильных дорог и своевременного содержания и ремонта дорог в летнее и зимнее время, а также материалов и оборудования для повышения безопасности дорожного движения.
30b59c1a-b0f8-4769-b721-fb8f8679ddf9В этих и других встречах принимал участие Рунов Игорь Борисович, — Исполнительный секретарь Международного Центра транспортной дипломатии (Нью-Йорк), поэтому одновременно были обсуждены вопросы, представляющие интерес как для дорожной администрации Азербайджана – Государственного агентства автомобильных дорог, так и для Международного Центра транспортной дипломатии.
В целом, с азербайджанскими коллегами-дорожниками были обсуждены не только предложения руководства «СДТ» и «Точинвест», но и компаний «Прогрессивные технологии бетона» (Минск) и «Дельтаблок» (Австрия), которые озвучил руководитель МСД Б.Б Каримов. Специалисты Государственного агентства автомобильных дорог Азербайджана проявили большой интерес к машинам для зимнего и летнего содержания дорог, разметочным машинам, прибору «Дина» и передвижным дорожным лабораториям и т.д., представленным Жилиным С.Н. Руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Азербайджана Мамедов С.Э. поручил соответствующим службам детально изучить предложения гостей и оперативно принять по ним соответствующие решения.
Пользуясь случаем, в преддверии Дня дорожника Азербайджана, и.о. Председателя МСД Б.Б. Каримовым были награждены международными наградами Совета (медалями имени Алиева А.М. и Казарновского В.Д. и Почетными грамотами МСД) руководители дорожной администрации Азербайджана, ведущие специалисты и профессионалы дорожной отрасли республики.
6ce4e5c2-bbca-447f-a178-1219b24c837cМедалью имени Али Мусаевич Алиева награждены:
1. Салех Эршад оглу Мамедов, Председатель правления Государственного агентства автомобильных дорог Азербайджанской Республики;
2. Афлатун Аллахяр оглы Гасымов, начальник Главного управления эксплуатации и ремонта автомобильных дорог.
Медалью имени В.Д. Казарновского награждены:
1. Фазиль Кямал оглы Мусаев, начальник «ДЭУ № 4 города Баку»;
2. Юнис Ганбой оглы Бабаев, главный инженер «ДЭУ Специального Назначения № 15».
Почетной грамоты МСД удостоены:
1. Мазахир Ягуб оглы Салимов, начальник «ДЭУ № 54»;
2. Гюлага Гейдар оглы Алиев, начальник «ДЭУ №5»;
3. Микаилов Али Зульфугар оглы, начальник «ДЭУ № 2 Магистральных Дорог»;
4. Керем Амирхан оглы Мамедрзаев, начальник «ДЭУ № 28»;
5. Джабир Алескер оглы Курбанов, начальник «ДЭУ № 8 города Баку».
Отдельно следует рассказать о встречах с Генеральным секретарем Постоянного Секретариата Межправительственной комиссии ТРАСЕКА, которые состоялись 3-5 февраля. В этих встречах участвовала наша делегация в полном составе и сотрудники ТРАСЕКА во главе с Генеральным секретарем организации Асетом Асавбаевым. Трехдневная плодотворная работа венчалась подписанием Протокола о намерениях между Межправительственным советом дорожников (МСД), Постоянным Секретариатом Межправительственной Комиссии ТРАСЕКА (ПС МПК ТРАСЕКА) и Международным центром транспортной дипломатии (ICTD). В документе Стороны выразили намерение создать Рабочую группу в составе экспертов ПС МПК ТРАСЕКА, МСД, ICTD и других заинтересованных международных организаций, структур и НПО для разработки единого документа мультимодальной перевозки, Пилотного проекта по доставке товаров с применением единого документа мультимодальной перевозки, Концепции Глобального транзитного документа (GTrD) и других вопросов, связанных с использованием этого документа.
Международному Центру транспортной дипломатии поручено в месячный срок разработать проект Положения рабочей группы с его последующим утверждением Сторонами. Стороны решили объединить усилия для разработки данного документа до конца текущего года.
Еще одна важная встреча прошла с руководителем ЗАО «Азербайджанские железные дороги», бывшим Председателем МСД Гурбановым Д.Г., который, в свою очередь пригласил на переговоры специалистов по всем вопросам, которые были подняты с нашей стороны. Участники встречи в полной мере ощутили государственный подход бывшего Председателя Джавида Гурбанова к затронутым темам, особенно к международным вопросам. Руководитель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и его заместители выразили готовность сотрудничать с компанией «Точинвест» по вопросам, представляющим взаимный интерес. Также Гурбанов Д.Г. и его коллеги проявили интерес к предложениям Международного Центра транспортной дипломатии и МСД.
Следует сказать, что наша делегация также была принята заместителем Министра транспорта и коммуникаций Азербайджана Хабибом Насановым. Замминистра и руководитель международного отдела министерства приветствовали проводимые нами работы в свете Венской программы ООН по устойчивому развитию транспорта и выразили готовность совместно с нами продолжить работу, направленную на улучшение работы автомобильного транспорта.
И, конечно же, находясь в Азербайджане, мы не могли не посетить ведущего ассоциированного члена Совета – компанию «АзВирт». В ее бакинском офисе состоялась заинтересованная встреча с руководителем компании Камилем Алиевым и его заместителями по вопросам дорожного строительства. Необходимо отметить, что компания «АзВирт» всегда показывает себя с самой лучшей стороны. Она не только возводит транспортные сооружения в Азербайджане, но выигрывает тендеры по строительству дорог, мостов и тоннелей в Европе и Азии, высоко неся знамя дорожников своего родного Азербайджана. Качество, своевременная сдача объектов – девиз этой компании.
После многочисленных встреч в Азербайджане наша делегация прилетела в Тбилиси. В аэропорту нас встретил большой друг МСД, ассоциированный член Совета, директор головного дорожного проектного института, Академик Национальной академии Грузии Тамаз Андреевич Шилакадзе.
Согласно предварительной договоренности, в Тбилиси я и руководитель Международного Центра транспортной дипломатии провели деловые встречи в МИДе, Минэкономики республики, а также переговоры со своими коллегами – автотранспортниками и железнодорожниками. Подобные встречи состоялись также с таможенниками, поскольку мы постарались обращать внимание на все вопросы, связанные с работой различных видов транспорта.
IMG_0049Известно, что МСД приняло решение провести в июле-августе 2020 года международный автопробег по маршруту Республика Узбекистан – Туркменистан – Исламская Республика Иран – Республика Армения (3 страны, не имеющих выхода к морю, + страна транзита), посвятив его мониторингу хода реализации Венской программы действий в указанных странах, а также продвижению решений Нью-Йоркской Конференции по всеобъемлющему среднесрочному обзору осуществления Венской программы действий в части приоритетных направлений, совпадающих с основополагающими вопросами политики в области транзитных перевозок, развития и эксплуатации инфраструктуры; а также содействию развития международной торговли и структурной экономической перестройке.
Как известно из пункта 7 итогового документа Конференции — Политической декларации по итогам среднесрочного обзора на высоком уровне хода осуществления Венской программы действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на десятилетие 2014-2024 годов, – одной из основных проблем, с которой сталкиваются развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, является нехватка надежных и регулярно поступающих данных для обоснования политики и обеспечения последующей деятельности, в том числе по некоторым конкретным целям Венской программы действий. Особенно важна эта проблема в сфере транспорта и развития транспортной инфраструктуры.
С учетом изложенного, МСД совместно с Международным центром транспортной дипломатии (ICDT) обратились в ООН с предложением провести совместное исследование, которое позволило бы разработать рекомендации, а также меры практического характера с особым акцентом на транспорт, которые оказали бы помощь странам, не имеющих выхода к морю, в реализации целей и задач Венской программы действий.
Необходимо отметить, что Постоянный Секретариат МПК ТРАСЕКА уделяет особое внимание всем инициативам, способствующим укреплению регионального транспортного диалога и обеспечению эффективных и надежных международных евроазиатских транспортных связей, и высоко оценивает совместные усилия по преодолению существующих барьеров для международных автомобильных перевозок.
«Мы уверены, что результаты этой встречи найдут свою практическую реализацию в деле развития грузоперевозок вдоль маршрутов коридора «Европа – Кавказ – Азия» и укреплении взаимовыгодных отношений обеих сторон», — сказал Асет Асавбаев, генеральный секретарь ТРАСЕКА во время встречи в Баку.
Пользуясь случаем, руководители ТРАСЕКА и других организаций поблагодарили нашу группу, пообещав посетить наши организации, и выразили надежду на продолжение нашего плодотворного сотрудничества. Это решение, в свою очередь, мы горячо подержали и готовы всемерно укреплять сотрудничество и дружбу между нашими организациями.
IMG_0115Все встречи проходили на должном уровне, а специалисты показали свое понимание и выразили интерес к выдвинутым господином И.Б. Руновым инициативам, в то же время отмечая, что многие вопросы требуют детальной проработки. Для этого создана рабочая группа, которая будет обобщать замечания и предложения для окончательного учета при принятии транспортного документа и организации Пилотной перевозки грузов, в первую очередь контейнеров из Туркменистана через море в Азербайджан, а затем наземным транспортом через территорию Грузии в Румынию.
В Грузии подобный протокол о намерениях, как с ТРАСЕКОЙ, был подписан с представителем Национальной академии Грузии.
Хочется особенно отметить гостеприимство Тамаза Шилакадзе, которое было благодарно отмечено всеми членами делегации. Он и один из его соратников Гия Георгиевич, разделив нашу группу на две части, сопровождали нас весь период нашего пребывания в Грузии и показывали самые лучшие достопримечательности страны.
IMG_0087После трехдневной работы в Грузии мы прилетели в Ереван. Там нас встретил другой ассоциированный член Совета – Эдуард Коломбосович Безоян, д.т.н., профессор, руководитель дорожно-строительной компании «Чанапар». В данном случае хочется начать разговор опять с гостеприимства. Как в Азербайджане, так и в Грузии и, конечно же, в Армении – в традиции всех этих народов принимать гостей на высшем уровне. В этом отношении в Армении своим душевным гостеприимством отличался как раз Эдуард Безоян.
А что касается нашей миссии и работы – у нас были важные встречи в отраслевом министерстве и у наших коллег – в дорожной администрации Армении
Эдуард Безоян, организовывая нам техническую экскурсию, показал не только участки строительства автомобильных дорог и некоторых транспортных сооружений в Ереване, но и впечатляющий арсенал передовой техники, которую он приобрел для строительства дорог и мостов в Армении. Что касается встречи с коллегами в дорожной администрации республики, то необходимо отметить, что ее руководство за последнее время практически полностью поменялось. Нашу делегацию приняла исполняющая обязанности Директора Дорожного департамента Кристина Галечян и другой профессионал-дорожник, наш давний друг Карен Бадалян. Мы предложили им новую технику и оборудование, программные продукты и лаборатории, новые технологии по деформационным швам, металлические барьерные ограждения, гофрированные трубы, продукцию компании «Дельтаблок» и многое другое для внедрения в практику дорожного строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Многие предложения явно заинтересовали наших коллег в Армении, и они обещали сотрудничать с компаниями, руководители которых сопровождали меня в этой поездке.
Я также обсудил с руководителями дорожной администрации Армении вопросы взаимодействия с Советом, организации очередного международного автопробега, в том числе по территории Армении, и проведения международной научно-практической конференции в г. Ереване. Г-жа Кристина Галечян уверила нас, что по всем вопросам будут приняты положительные решения. Что касается Международного Центра транспортной дипломатии, учитывая, что Армения не имеет выхода к морю, состоялся очень заинтересованный разговор. Как видится, он будет иметь позитивное продолжение, и мы получим соответствующие ответы от дорожной администрации республики на имя руководителя Международного Центра транспортной дипломатии Рунова Игоря Борисовича.
IMG_0094Выводы
1. Очевидна важность развития международных транспортных коридоров, в том числе автомобильных дорог, для Кавказского региона. Руководители и специалисты данного региона хотят иметь альтернативные транспортные коридоры и развивать не только одну из южных ветвей Шелкового пути, но и коридор Грузия – Украина – Беларусь – Прибалтика с выходом к Балтийскому морю.
2. Инициатива Международного Центра транспортной дипломатии по созданию современного Центра «для сокращения времени в пути и нахождения короткого пути» нашла полное понимание со стороны специалистов стран Закавказья, равно как запуск Пилотного проекта по контейнерным перевозкам по коридору Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Румыния.
3. Представители региона поддерживают китайскую инициативу «Один пояс — один путь» и перевозки через Кавказ, развивая Каспийско-Черноморское направление, в том числе выход на турецкое направление. Грузия активно развивает порты Батуми и Поти, строит новые порты, стремясь стать новым транспортным хабом в регионе.
4. Идею запуска пилотного проекта поддерживают многие специалисты, в том числе создание Рабочей группы, как для подготовки единого документа, так и конкретной реализации данного проекта. Тому подтверждение – подписание ряда протоколов о намерении с заинтересованными организациями в регионе.
5. Что касается МТК в целом – это конкуренция и заинтересованная борьба, которая увеличивается с каждым годом. Известно, что те страны и регионы, которые быстрее решают вопросы, связанные с улучшением и развитием коридоров – вопросы таможни, страховки, улучшения придорожных коридоров, в том числе вспомогательных объектов для туризма, уменьшения барьеров, а также улучшения обстановки с сопредельными государствами, имеют преимущества. И, конечно же, транзит будет осуществляться через эти страны, которые получат вытекающий отсюда положительный эффект по развитию экономики и торговли.