С 28 июля по 7 августа 2023 года Председатель Межправительственного совета дорожников (МСД) совместно с ассоциированными членами Совета и представителями дорожников на местах проводил работу по мониторингу дорог северной части Республики Таджикистан.
WhatsApp Image 2023-08-03 at 12.42.14 Как известно, Решением глав правительств СНГ, мониторинг международных автомобильных дорог возложен на Межправительственный совет дорожников и в соответствии с данным Решением в странах СНГ поочередно проводятся мониторинги международных автомобильных дорог.
В Согдийской области Республики Таджикистан протяженность дорог составляет 1160 км. Было обследовано около 40 дорог в разных районах Согдийской области. Главное внимание было обращено на международные автомобильные дороги (278 км) и республиканские дороги (268 км). Местные дороги не были обследованы мониторингом, потому что не входят в сферу интересов Межправительственного совета дорожников.
По результатам мониторинга и результатам обследования, которое было сделаны несколько лет тому назад, прочных, ровных дорог в области не так уж и много. Многие дороги требуют реконструкции или как минимум ремонта. Дороги в направлении Худжанд – Канибадам, Худжанд – Ашт необходимо реконструировать или модернизировать. Учитывая неудовлетворительное состояние дорожных покрытий некоторых дорог области, необходимо, как это принято, заниматься капитальным ремонтом, местами выполнять полное фрезерование покрытия с созданием уплотненного слоя основания, а затем устраивать новые конструктивные слои согласно расчету и конструированию дорожных одежд.
365585044_1567788160421598_1807922635024016774_n По заказу министерства транспорта ранее было выполнена работа по Системе управления дорожными активами (СУДА) именно на примере дорог Согдийской области, сделано несколько предложений. Разработчиком была определена стратегия ремонтных работ для всей сети дорог международного значения Согдийской области. Для существенного улучшения сети дорог, а это почти 90% дорог, которые, по данным 2019 года, находятся в удовлетворительном состоянии, необходимо выполнить работы на сумму более 100 млн долларов в течение 3-х лет. По сценарию финансирования, предложенному разработчиком СУДА, разработаны рекомендации по ремонтным работам на сети дорог республиканского значения. Для улучшения дорог республиканского значения также необходимо около 100 млн долларов, для дорог местного значения – намного больше.
365753519_1567788240421590_762421119373493835_n Для улучшения сети дорог Согдийской области в целом в течение 3-х лет необходимо более 500 млн долларов.
Конечно, Республика Таджикистан в этом отношении делает успехи. За счет финансирования и займов всемирных финансовых институтов выполняется огромная работа, и эта работа продолжается во всех регионах республики.
Необходимо отметить, что сейчас имеются стратегические планы. Министерство транспорта старается привести в порядок многие дороги Согдийской области. На некоторых участках дорог идёт работа, где-то идёт проектирование.
Из таких дорог можно назвать несколько следующих:
‒ Бободжон Гафуров ‒ Хистеварз (6,3 км);
‒ Овчикалача ‒ Бободжон Гафуров (13,9 км);
‒ Дехмой ‒ Бободжон Гафуров (с 4 до 22 км);
‒ Дехмой – Пролетар (9,7 км);
‒ Пролетар – Маданият (9 км);
‒ Куруш‒Бекабад (12,3 км);
‒ Канибадам – Патар (6,7 км);
‒ Ким – Кучкак (13,6 км);
‒ Исфара – Ким (13 км);
‒ Хистеварз – Кучкак (40 км);
‒ Канибадам – Кучкак (10 км).
WhatsApp Image 2023-08-03 at 17.24.29 На некоторых из этих участков работа идёт полным ходом. На других участках проектировщики во главе с головным институтом министерства транспорта по проектированию транспортных сооружений занимаются проектированием дорог. И в ближайшие 3-5 лет многие дороги Согдийской области смогут более-менее отвечать современным требованиям. Хотя надо работать, работать и ещё раз работать.
Во время мониторинга мы отмечали основные недостатки, которые касается улучшения и повышения безопасности дорожного движения, особенно на перевальных участках, где она не отвечает современным требованиям. На многих местах даже металлические оцинкованные или покрашенные барьерные ограждения сломаны, требуют скорейшего ремонта или замены. Кроме того, на многих участках необходимо из местных природных каменных материалов создавать конструкции, которые бы обеспечивали безопасность дорожного движения, безопасность перевозки грузов и пассажиров. И мы, делая мониторинг, оставляли свои предложения и фотографии для того, чтобы эти недостатки были устранены.
WhatsApp Image 2023-08-03 at 12.22.56В целом, министерство и его подразделения, в том числе Управление платных дорог, выполняют большой объем работ для улучшения состояния и развития сети дорог, которые находятся в их подчинении. Но мы, делая мониторинг, пришли к выводу, что необходимо выполнить еще большой объем дорожно-ремонтных работ в соответствии с выделенным финансированием, особенно в Согдийской области. Система управления дорожными активами находится в стадии дальнейшего развития. Она внедряется во многих странах СНГ, и по этим данным необходимо проводить ремонт и содержание автомобильных дорог.
По ходу проведения мониторинга Председатель МСД Б.Б. Каримов встречался с местными дорожниками в Шахристане, Айни, в городах Худжанд, Исфара, Канибадам. Во время встреч обсуждалось, что надо сделать, чтобы улучшить состояние и развивать сеть автомобильных дорог. В Исфаре Председатель МСД встретился со своими знакомыми дорожниками и однокурсниками, которые приехали туда из разных районов области. Вечером, после работы в здании администрации состоялась встреча с дорожниками Исфаринского района.
365586358_1567784257088655_4663456996047911355_nПользуясь случаем, Председатель МСД посетил могилы бывших дорожников Анвара Эгамбердиева, Фозилджона Бободжоноав, Восиджона Мухитдинова и других, которые в разные времена возглавляли дорожную отрасль районов и области.
По пути в Душанбе Бури Каримов мониторил и другие дороги, начиная от города Душанбе по направлению в Варзоб, Майхуры и до посёлка Айни, из посёлка Айни до Пенджикента, немного в сторону старого Матчинского района, далее через перевалы Шахристан, Истаравшан до Худжанда, потом из Худжанда до Канибадама, далее от Исфары в сторону Воруха и до границы с Кыргызской Республикой.
Все эти дороги, в первую очередь международные и республиканские, были промониторены, и по их состоянию Председателем МСД сделаны некоторые предложения для их улучшения.

365576728_1567788100421604_345690438873520961_n