Выступление Председателя Межправительственного совета дорожников, заслуженного работника транспорта Российской Федерации, д.т.н., проф. на III международной научно-практической конференции «Строительство качественных и  безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих» 5 октября 2023 г. в г. Москве.
Добрый день, уважаемые дамы и господа!
DSC_0327386662925_1602092580324489_1489172296640244369_nРазрешите приветствовать вас от имени Межправительственного совета дорожников (МСД), Секретариата Совета, журнала «Дороги СНГ» и лично от себя.
Информирую вас, что Межправительственный совет дорожников совместно с МАДИ ежегодно проводил несколько международных конференций, выставок и совещаний в разных странах СНГ, в т.ч. на базе МАДИ. Дальнейшее проведение совместных мероприятий зависит от руководства МАДИ.
Хочу заметить, что МАДИ является ассоциированным членом Совета и базовой организацией по подготовке и переподготовке кадров в автодорожной отрасли стран Содружества.
Что касается сотрудничества с Ассоциацией по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий– оно будет продолжаться на основе подписанного меморандума о сотрудничестве между нашими организациями.
Мы в Межправительственном совете дорожников считаем, что проводимые конференции по цементобетонным покрытиям, как в стенах МАДИ – ежегодно, так и в других странах СНГ, являются хорошими площадками для специалистов, профессионалов, ученых, практиков позволяющие делиться опытом, узнавать о новых технологиях, и самое главное – способствуют установлению и развитию деловых отношений и поиску новых форм сотрудничества в решении важной проблемы распространения и ускорения строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием.
Слайд8 Подобное мероприятие, посвященное строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и аэродромов с цементобетонным покрытием недавно состоялось в г. Алматы (Республика Казахстан), его мы проводили совместно с Ассоциацией по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий и компанией «ИнДорТех».
Уважаемые коллеги, хватит уже нам агитировать друг друга в пользу строительства цементобетонных покрытий. Все расчеты, доказательства, даже нормативные документы особенно в России, Беларуси, Украине, Казахстане давным-давно приняты. Надо просто работать, не нарушая технологии строительства дорог.
Внедрение долговечных дорожных одежд с применением цементобетона должно стать важнейшим направлением деятельности и других дорожных администраций стран СНГ. Основное направление моей научной деятельности, которой я посвятил свою жизнь, связано с дорогами и в первую очередь строительством дорог с асфальтобетонным покрытием. Но я уверенно могу подтвердить и доказать, что строительство цементобетонных покрытий имеет право на прекрасную жизнь в будущем, также, как и асфальтобетонные покрытия. В связи с этим необходимо особое внимание уделять применению инновационных технологий и эффективных дорожно-строительных материалов.
Несмотря на то, что мы, да и другие, неоднократно указывали на положительный мировой опыт строительства дорог с цементобетонным покрытием, говоря что цементобетонные покрытия обладают высокой прочностью и несущей способностью, что позволяет обеспечивать круглогодичный пропуск тяжелых транспортных средств, длительный срок эксплуатации, к сожалению, в России и в некоторых странах СНГ ситуация серьезно не меняется в положительную сторону и доля дорог с цементобетонным покрытием в странах СНГ остается низкой. Это общая наша беда, в первую очередь некоторых наших администраторов, которые не хотят серьезно изучить суть проблемы и найти пути ее решение. Поэтому протяженность и качество автомобильных дорог общего пользования с цементобетонным покрытием в странах СНГ в целом не отвечает современным требованиям.
Чтобы не навредить начинающейся правильной тенденции по строительству дорог с цементобетонным покрытием необходимо использовать современные технологии и ремонтные материалы, соблюдать периодичность и последовательность выполнения работ. В настоящее время уже накоплен положительный опыт длительной эксплуатации цементобетонных покрытий в различных климатических условиях в мире, в т.ч. в странах СНГ. В ряде стран Европы и США доля цементобетонных дорог составляет от 13% до 45% и более.
В настоящее время в мировой практике, в т.ч. в странах СНГ, широко применяют новые технологии по строительству, ремонту и содержанию дорог с цементобетонными покрытиями, а также используются высококачественные ремонтные и герметизирующие материалы, высокопроизводительные механизмы и оборудование. Зарубежный опыт строительства и эксплуатации автомобильных дорог с цементобетонным покрытием опирается на многолетние традиции. Имеется опыт однослойного и двухслойного строительства цементобетонного покрытия на базе современного оборудования из разных стран мира.
Слайд11Мировой опыт строительства дорог с цементобетонным покрытием доказал, что его применение в строительстве дорог дает существенную экономию. Если бетонная дорога качественно построена, первые 10–12 лет практически не требует ремонта, кроме ухода. Примерно через 8-10 лет общие затраты на цементобетонное и асфальтобетонное покрытие автомобильных дорог уравниваются, а в дальнейшем цементобетонное покрытие становится дешевле.
В некоторых странах мира, особенно в США и Германии дороги, построенные 60-80 лет назад до сих пор продолжают служить с небольшими затратами на их содержание и ремонт.
В годы существования Советского Союза и в период приобретения независимости в странах Содружества были осуществлены некоторые попытки строительства дорог с цементобетонным покрытием, но отсутствие необходимого опыта эксплуатации и содержания дорог с цементобетонным покрытием привело к разрушению некоторых участков автомобильных дорог.
В этой связи, к примеру, в Таджикистане и Азербайджане было принято решение о полной реконструкции некоторых дорог с цементобетонным покрытием. В Азербайджане, автомобильная дорога Баку – гр. Российской Федерации была реконструирована с покрытием из асфальтобетона.
Уважаемые коллеги, некачественное строительство некоторых участков автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями в Азербайджане, Армении, Казахстане и других странах связано с нарушением элементарных требований к технологии их строительства, допущением на рынок недобросовестных компаний, неиспользованием качественных и инновационных материалов, а также неправильным и некачественным уходом за построенными участками дорог.
В целом, опыт строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями, говорит о перспективности развития данного направления, что подтверждается значительными объемами строительства таких дорог в мире. Где безусловным преимуществом цементобетона являются стабильные транспортно-эксплуатационные показатели и срок службы.
DSC_0308Считаю необходимым совместно противостоять негативным тенденциям и доказывать нашим руководителям в странах СНГ, что дороги с цементобетонным покрытием имеют право на жизнь и их доля с каждым годом должна увеличиваться. И этому должно способствовать, в том числе, проведение подобных конференций в разных странах СНГ.
Известно, что строительство цементобетонных дорог требует не только высокой культуры производства и квалификации специалистов, но и понимание руководителей разных звеньев, в т.ч. необходима подготовка специалистов, в т.ч. в МАДИ, как базовой организации стран СНГ.
Уважаемые коллеги! В оставшиеся месяцы этого года Межправительственный совет дорожников проводит ряд важных мероприятий, в т.ч. в г. Минск (Беларусь) и в г. Астана (Казахстан), а именно заседание Совета, 2 международные конференции и выставку. Мы от всей души приглашаем вас принять участие в этих мероприятиях.
Дорогие друзья, для нас автодорожников такие встречи — встречи коллег, специалистов, профессионалов — как праздник. Проводя подобные мероприятия, мы вносим свой посильный вклад в дело развития и улучшения состояния дорог стран Содружества. Дороги являются одним из инструментов управления государством. Давайте их сделаем, в т.ч. «бетонными», «железобетонными» в полном смысле этого слова. И это зависит от руководителей автодорожных отраслей.
Если ты замыслил достигнуть вершины,
С добрым, благородным связывай свой век.
Не в сане высоком величье мужчины,
Причина величья сам человек.
Желаю всем участникам конференции здоровья, долгих лет жизни, плодотворной и интересной работы. Прошу обратить внимание на нашу электронную почту и телефоны для связи и работы с МСД и по журналу «Дороги СНГ».
Спасибо за внимание