Вступление Председателя МСД Бури Каримова на втором заседании Транспортного бизнес-диалога СНГ на тему: «Международный транспортный коридор «Север-Юг» 25 января 2024 г. в г. Москве
0a0ee5c0-15f4Уважаемые дамы и господа, друзья, коллеги!
Разрешите приветствовать вас от имени Межправительственного совета дорожников, Секретариата Совета, журнала «Дороги СНГ» и лично от себя.
Мы в Межправительственном совете дорожников в своей ежедневной работе занимаемся вопросами развития международных автомобильных дорог и на практике видим важность реализации совместных проектов.
Конечно, развитие международных автомобильных дорог и транспортных коридоров имеет огромное значение для экономического роста и развития государств, и, как мы неоднократно подчеркивали, являются локомотивами для ускоренного обмена товарами, услугами и пассажирами между странами. В настоящее время, учитывая геополитические вызовы и изменения, связанные с переориентацией транспортных потоков, особое внимание уделяется улучшению состояния и развитию коридора «Север-Юг», так как он является одним из важнейших международных транспортных маршрутов, хотя сейчас нам надо будет заниматься параллельно и другими коридорами, особенно южными, соединяющими страны Центральной Азии через Иран в другие страны мира.
Анатолий Борисович говорит, что важно выходить на уровень реализации проектов. И, это правильно! Если эти проекты направлены на улучшение транспортной инфраструктуры, тем более.
Необходимость согласованного развития инфраструктуры международных транспортных коридоров, в т.ч. международных автомобильных дорог, в данном случае Международного транспортного коридора «Север-Юг», обусловлена: выгодным географическим положением; масштабами рынков сбыта; потребностями обеспечения передвижения населения и мобильности рабочей силы и многое другое. И, наша главная задача сейчас, ещё более серьёзно заниматься этим вопросом, как в экономическом плане, так и в политическом. А вопрос конкретный: улучшение состояния и развитие коридора «Север-Юг».
Сотрудничество между государствами СНГ, а также подписанные соглашения, в т.ч. Протокол о международных автомобильных дорогах, способствуют улучшению состояния и развитию инфраструктуры в рамках данных транспортных коридоров. Особое внимание мы также уделяем пограничным переходам и совершенствованию процедур пересечения границ для облегчения передвижения грузов и пассажиров.
Именно с целью изучения текущего состояния международных автомобильных дорог МСД проводит ежегодные автопробеги и мониторинги дорог. А проведенный в 2023 г. международный автопробег прошел по территории не только стран СНГ, но и Ирана, с целью изучения состояния их наземных дорог, как автомобильных, так и железнодорожных. Организовывая международные автопробеги и мониторинги международных автомобильных дорог по территории стран СНГ и некоторых стран дальнего зарубежья, в т.ч. европейских, мы стараемся находить новые маршруты для переориентации перевозки грузов.
Многими странами СНГ проводится огромная целенаправленная и планомерная работа по улучшению состояния международных транспортных коридоров. На сегодняшний день, это более чем 50-ти крупнобюджетных маршрутов международных автомобильных дорог, что конечно же, отрадно.
Здесь прозвучала небольшая критика в адрес Туркменистана, в том числе и Наталья Георгиевна об этом говорила. Я в свою очередь, хочу отметить, что в последние два года Туркменистан активно взаимодействует с МСД. Туркменистан заинтересован в реализации совместных инфраструктурных проектов, которые позволят интегрировать транспортную систему страны в евроазиатские транспортные коридоры. И мы должны работать в этом направлении!
Несмотря на то, что одни называют Туркменистан нейтральной страной, другие закрытой, хочу призвать всех работать с этой страной, т.к. у нас нет иного выхода. Возможно, это единственный выгодный выход, в первую очередь, для стран Центральной Азии в Иран и, через него выход в другие страны мира и обратно.
В прошлом году маршрут нашего автопробега проходил по строящемуся автобану Ашхабад – Туркменабат протяженностью 600 км. Участок Ашхабад – Теджен протяженностью 254 км уже введен в эксплуатацию в прошлом году. Участники автопробега отметили качество и темпы строительства данной дороги.
Кроме того, запланировано строительство скоростной автомагистрали Туркменбаши – Гарабогаз – граница с Казахстаном с мостом через залив Гарабогаз должна войти в состав Восточного автодорожного маршрута международного транспортного коридора Север – Юг.
Хочу обратить, Ваше внимание, Туркменистан имеет следующие международные пункты пропуска на границе с Ираном: Артык (Туркменистан) – Лотфабад (Иран), Гаудан (Туркменистан) – Баджигиран (Иран) и Серахс – Серахс. И если 2 года тому назад через пункт Гаудан (Туркменистан) – Баджигиран (Иран) в день переходили границу 10 человек, а о грузах, вообще не было речи, то сейчас в день переходят до 1000 человек, а также перевозятся грузы.
Для сохранения и улучшения этой тенденции, а также развития международных транспортных коридоров необходимо общее сотрудничество и взаимодействие государств с целью развития и становления стабильных и эффективных транспортных связей между странами, которые в свою очередь способствуют росту торговли, развитию туризма и прочим аспектам социально-экономического развития.
Как здесь было отмечено огромное значение для международного транспортного коридора «Север-Юг» имеют железные дороги, в т.ч. Казахстан – Туркменистан – Иран и Россия – Азербайджан — Иран.
К примеру в Азербайджане, большое внимание уделяется новой платной автомобильной дороге Баку-Губа-государственная граница с Российской Федерацией, являющейся частью международного транспортного коридора «Север – Юг». 150-километровый участок новой автомобильной дороги от поселка Гаджи Зейналабдин Тагиев и до границы с Россией построен в соответствии с первой технической категорией. Этот участок международной автомобильной дороги включен в маршрут VII международного автопробега, проведение которого запланировано с 28 апреля по 8 мая 2024 г. по территории Азербайджана – России – Казахстана и Узбекистана с целью изучения и рекламы этих маршрутов, чтобы все знали, что через эти коридоры можно добраться до Азербайджана, далее в Иран и т.д.
В сложившихся условиях, необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных стран и использовать, в первую очередь, на мой взгляд, потенциал Ирана для развития международного транспортного коридора «Север-Юг».
В прошлом году по приглашениям правительства и МИД Ирана, а также иранских коллег – дорожников и транспортников я пять раз посетил Иран, в т.ч. принял участие в экономическом форуме «Россия-Иран», который вы – Вадим Валерьевич вели и где мне пришлось переводить и на русский язык, поскольку понимал о чём говорили наши иранские коллеги, и им на фарси.
Там я в своем выступлении отметил, что действительно, за последние десятилетие появилась уникальная возможность для тесного сотрудничества между Ираном, Российской Федерацией и странами Центральной Азии. Это треугольник стран, который имеет огромный потенциал для дальнейшего развития экономических, торговых и транспортных отношений.
Кроме того, проведение нашего автопробега, в т.ч. по территории Ирана, а также посещения погранпереходов: Иран-Армения, Иран-Нахичевань, Иран-Азербайджан и Иран-Туркменистан позволяет мне говорить, что Иран имеет колоссальные возможности для сотрудничества со странами СНГ, с приграничными государствами СНГ, в том числе со странами Центральной Азии. Поэтому мы должны учитывать этот факт и в связи со сложившейся ситуацией улучшать взаимодействие с Ираном и развивать сотрудничество, наращивать свои силы и возможности, тем самым развивать, улучшать состояние коридора «Север-Юг».
Я успел ознакомиться с нашим общим совместным заявлением и касательно конкретных предложений, считаю необходимым проведение совместных мероприятий и форумов с участием представителей транспортных структур разных стран, КТС СНГ, Межправительственного совета дорожников, железнодорожников, таможенников и других заинтересованных сторон для обмена опытом, обсуждения текущих проблем и совместного принятия решений по развитию транспортных коридоров.
Если бы я знал, что будет предоставлено больше времени для выступления, я бы представил Вам подробную информацию и состоянии этого маршрута, показал бы наглядно количество транспортных средств и многокилометровые очереди со стороны Ирана в Армению, Азербайджан и Туркменистан.
В заключении, хочу озвучить общеизвестную истину о том, что дороги дружбы не признают границ. Мы – люди земной профессии, ходим по этой земле и видим, где и какие есть недостатки, нерешённые вопросы и мы обязаны решать эти проблемы.
Учитывая важность нашей сегодняшнего заседания, я готов опубликовать журнале «Дороги СНГ» – отраслевом издании Межправительственного совета дорожников все, что мы тут обсуждаем. Это позволит не только информировать широкую аудиторию о проводимой работе, но и создать дополнительные возможности для обратной связи и обсуждения предложений со стороны заинтересованных лиц и организаций.
Желаю всем участникам второго заседания Транспортного бизнес-диалога СНГ плодотворной и успешной работы, благополучия и добра.
Надеюсь, что наши совместные усилия приведут к улучшению сотрудничества в области транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Спасибо за внимание.