WhatsApp Image 2024-04-18 at 11.40.46 (1) 18 апреля 2024 года состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в городе Москва, в проект повестки дня которого включён вопрос «О деятельности Межправительственного совета дорожников за период 2019-2023 годов».
По данному вопросу выступил Председатель Межправительственного совета дорожников, заслуженный работник транспорта РФ, д.т.н., проф. Бури Каримов.
Добрый день, уважаемый Председательствующий, дамы и господа!
Вашему вниманию представлен отчет Межправительственного совета дорожников за 2018-2023 годы. Разрешите остановится на основных моментах отчёта.
Основные цели Совета – содействие развитию и совершенствованию сети дорог, создание условий для более полного использования производственного и научно-технического потенциала дорожных организаций, оказание поддержки правительствам в проведении согласованной дорожной политики и углублении интеграционных процессов, повышение уровня подготовки кадров. Приоритетное направление деятельности - создание стабильно функционирующей международной сети автомобильных дорог, улучшение их состояния и развитие.
Совет функцинирует с 1992 года. Структура Совета представлена на слайде.
МСД собирается не реже одного раз в год. При этом в 2022 и 2023 годах состоялись по два заседания.
Деятельность МСД обеспечивает постоянно действующий исполнительный орган – Секретариат. В рамках МСД функционируют ряд рабочих органов: Экспертно-научный совет и Совет по образованию (в каждом совете от 30 до 50 ученых из стран СНГ), а также 7 рабочих грцпп по разным направлениям деятельности и институт ассоциированных членов Совета.
Финансирование Совета осуществляется за счет ежегодных взносов, размеры отчислений устанавливаются решением МСД при утверждении Сметы расходов Секретариата.
Слайд13 В отчетный период финансирование деятельности МСД участниками осуществлялось нерегулярно и не в полном объеме, с каждым годом ситуация ухудшается, в прошлом году он составил 32,5% от утвержденной Советом сметы (в этом году ожидается не больше).
Как вы видите, из слайда за весь период существования Совета не было ни одного года со 100-процентным финансированием.
Несмотря на это, а также сокращения штатных сотрудников (13 штатных единиц, сейчас 4) и их перевода на 05 ставки за отчетный период Советом было проведено 8 заседаний МСД (больше на 2 заседания, чем было запланировано) в разных странах СНГ
Также нами проведен V-й Съезд дорожников СНГ,
4 международных автопробега.
Слайд14Только в рамках проведенных автопробегов были организованы и проведены 7 международных научно-практических конференций.
Кроме того за последние пять лет Совет провел более 15 мониторингов международных автомобильных дорог, в том числе в зимний период.
На основе проведенных автопробегов и мониторингов дорог в 2019 и 2022 годах были подготовлены и представлены на рассмотрение Экономического совета СНГ результаты реализации Протокола о международных автомобильных дорогах СНГ от 11 сентября 1998 года с принятием соответствующего решения.
По данным министерств и дорожных администраций, состояние международных автомобильных дорог в настоящее время не во всех странах СНГ отвечает современным требованиям. Территория 10 стран, активно участвующих в деятельности Межправительственного совета дорожников составляет около 2 млн. кв. км, численность 251,4 млн. При этом 9 государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) не имеют выхода к Мировому океану. В этих государствах, в т.ч. Казахстане, плотность дорог в среднем составляет 69,3 на 1000 кв. км, а на 1000 жителей – 7,1.
В этих государствах работы по улучшению состояния дорог идут на 97 международных маршрутах. Протяженность этих маршрутов составляет около 50 тыс. км. Улучшается состояние международных дорог СНГ на границах сопредельных государств. Эти вопросы обсуждались на разных конференциях, совещаниях и встречах в странах СНГ и дальнего зарубежья, в т.ч. в Иране.
Итоги мониторингов дорог были обсуждены в рамках рабочих встреч с руководителями транспортных ведомств и дорожных администраций СНГ.
Также в 2022 году Экономическим советом СНГ был рассмотрен подготовенный МСД вопрос «О безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах СНГ». Стоит отметить, что предложенные МСД в рамках материалов по вопросу рекомендации были подготовлены совместно с Советом министров внутренних дел СНГ.
За отчетный период Совет провел более 25 международных научно-практических конференций (некоторые из них вы видите на слайдах), организовал курсы по подготовке и переподготовке специалистов, занимающихся вопросами проектирования, строительства и эксплуатации дорог, а также провел ряд научно-практических семинаров и круглых столов.
Слайд95Совет регулярно изучает состояние, проблемы и перспективы развития международных транспортных коридоров, способствует внедрению новых технологий, материалов, машин и механизмов, оборудования, лабораторий.
Совет продолжает работу по актуализации международных договоров и соглашений, инициатором принятия которых был МСД.
В настоящее время ведется работа по подготовке проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам СНГ (от 4 июня 1999 года).
МСД принял участие в разработке Приоритетных направлений сотрудничества СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года (утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года).
Слайд72В течение 2023 года Совет в рамках своей компетенции участвовал в согласовании проекта Плана действий по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территориям СНГ, на период до 2030 года, согласованного Экономическим советом СНГ и планируемого к внесению на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
МСД также участвует в реализации проекта Глобального транзитного документа (GTRD) – это совместный проект МСД, ТРАСЕКА и Международного центра транспортной дипломатии.
Совет активно сотрудничает и регулярно проводит совместные мероприятия с МАДИ - базовой организации СНГ.
Одной из задач МСД и его Совета по образованию является привлечение студентов и молодых специалистов из государств СНГ к научной работе. Для них в рамках МСД ежегодно проводится два конкурса. МСД организует обучение и стажировки в ведущих институтах дорожного профиля разных государств. Десятки специалистов прошли стажировку в Грузии, Беларуси, России и Казахстане.
Ведется активная работа по подготовке кадров высшей квалификации. В последние годы, к примеру в БНТУ, защищены 3 докторские диссертации ученых из Азербайджана, Казахстана и Таджикистана. Еще один проходит стадию подготовки к защите. Кандидатов га соискание учённой степени защитилось в три раза больше.
Другим направлением деятельности МСД является издание книг, учебников, монографий, журналов и ведомостей, востребованных членами МСД, вузами и научно-исследовательскими организациями государств – участников СНГ и стран дальнего зарубежья. При этом МСД обеспечивает взаимодействия авторов из стран СНГ при их написании.
Официальным печатным органом МСД является хорошо знакомый вам журнал «Дороги СНГ» (последние три номера Вам розданы), В настоящее время уже вышли в свет 114 номеров журнала МСД. Издается совместно с базовой организацией СНГ - МАДИ и другой научный журнал “Наука и техника в дорожной отрасли”.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что в 2018–2023 годах деятельность МСД была направлена на:
- выработку согласованных предложений по приоритетным направлениям развития международных автомобильных дорог СНГ
- устранение причин, ухудшающих состояние автомобильных дорог,
- создание благоприятных условий и экономических стимулов для развития дорожного хозяйства СНГ,
- внедрение новых технологий в дорожном строительстве,
- содействие реализации ряда транспортных проектов в СНГ,
- проведение тематических конференций, форумов и выставок, посвященных актуальным вопросам развития международных автомобильных дорог.
Слайд78Особое внимание уделялось вопросам развития международных транспортных коридоров и их национальных участков, планирования мероприятий по их модернизации, привлечения инвестиций для развития дорожной отрасли в СНГ в целом. В этом направлении Совет работает не только со странами СНГ, но и дальнего зарубежья.К примеру, Словакией и Ираном.
В дальнейшем члены МСД считают целесообразным и необходимым продолжить работу по:
‒ мониторингу реализации требований Протокола о международных автомобильных дорогах СНГ (и соответственно рганизации международных автопробегов с этой целью) , расширению взаимовыгодных отношений между дорожными администрациями – участницами МСД в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений;
‒ гармонизации стандартов, и нормативных правовых и технических документов и повышению уровня подготовки и переподготовки кадров;
‒ подготовке рекомендаций по организации производств дорожно-строительных материалов, конструкций, средств механизации, приборов контроля качества работ и диагностики дорог, технических средств организации движения, программных продуктов;
‒ проведить съезды, конференции и выставки с целью популяризации дорожной профессии;
‒ поддерживать постоянный информационный обмен передовым опытом;
‒ улучшении организации финансирования деятельности МСД и других отраслевых транспортных структур СНГ.
Уважаемые друзья!
На саммитах Содружества самого высокого уровня, где встречаются президенты, не раз отмечалось, что наиболее отчетливо эффективность СНГ проявляется в деятельности отраслевых Советов. Именно здесь имеют место конкретные результаты.
Слайд84Работая более 30-ти лет в Исполнительном органе, разрешите уважительно сказать, что:
1. Будущее взаимодействие стран Содружества действительно зависит от нормальной работы и взамодействия их отраслевых структур. Именно с их помощью можно улучшить работы и укреплять горизонтальные и вертикальные связи.
2. При недостаточном финансировании деятельности отраслевых Советов , их работа не будет эффективной. Несколько человек, объективно не в соостоянии решать поставленные государствами перед отраслевыми органами СНГ задачи. Хуже того, не все члены Совета участвуют в заседаниях и других мероприятиях Совета, а ведь все мероприятия проводятся при поддержке Исполкома СНГ, Правительств СНГ, а Устав и Соглашение об МСД подписаны руководителями правительств стран Содружества и по факту получается, что министры и руководители дорожных администраций стран СНГ не выполняют решение глав правительств и соответственно решения своих премьер-министров.
3. Конечно, же мы в Межправительственном совете дорожников делаем все от нас зависящее, чтобы держаться на плаву и проводили и проводим от 30 до 50 мероприятияй в год, некоторые из них - очень масштабные, в них единовременнно принимают участие сотни специалистов.
4. И последнее, в этом году в СНГ председательствует Российская Федерация. В этой связи мы обращаемся к ней с просьбой рассмотреть возможность поддержать деятельность МСД, в том числе в части перечисления её взноса (тем более, что речь идет о небольших суммах – всего 10-20 тыс. долл. в год для страны) не только нашего Совета, но и всех отраслевых Советов.
Спасибо за внимание